Венчание

 

1) основная часть чина церковного благословения брака;
2) название составной части чинопоследования Таинства Брака, в процессе совершения которого благословляется и освящается брачный союз между мужчиной и женщиной во образ союза Христа и Его Церкви (последование включает две части: Обручение и собственно Венчание).

Венчание получило свое название от традиции надевать венки на новобрачных.

venchanie 1 – Венчание в церкви

Венчание совершается священником (очень редко архиереем), причем, принято, чтобы совершающий Таинство Брака священник был из белого (немонашествующего) духовенства.

В практике Православной Церкви чин венчания принято совершать после совершения обряда обручения.

Венчание разрешается совершать и над лицами, вступающими, при определенных условиях, во второй и третий брак, однако чин второбрачного венчания менее торжественен, с чтением покаянных молитв.

В Русской Православной Церкви венчание не совершается в течение четырех постов, в Сырную седмицу, на Пасхальной седмице, на святках. Не принято совершать венчание в дни накануне двунадесятых праздников и воскресенья (т.е. в субботу), а также накануне среды и пятницы (т.е. во вторник и четверг). См. Календарь венчаний.

Краткая история венчания

Христианские авторы I–II века ничего не сообщают о том, что именно совершалось при вступлении христиан в брак. Можно предположить, что христиане, в целом, справляли свадьбы согласно обычаям окружавшего их общества. Однако уже св. Игнатий Антиохийский (II в.) говорит о необходимости получения церковного благословения, желающими вступить в брак: «Те, которые женятся и выходят замуж, должны вступать в союз с согласия епископа, чтобы брак был о Господе, а не по похоти». Указания на участие в церковном обряде здесь еще нет. Венчание (использование венков на голове новобрачных) – это дохристианский свадебный обычай. Священник Михаил Желтов пишет:

«В античной и эллинистической Греции был широко распространен обычай украшать дом, где проходило брачное торжество, цветами, а головы молодых – венками, и Церковь восприняла его, очистив от языческих атрибутов и дополнив христианскими элементами, главный из которых – Причащение Св. Таин». Свт. Иоанн Златоуст в IV веке высоко оценивает христианский обряд брачного венчания и объясняет его как символ победы молодоженов над плотскими удовольствиями. К V веку на Востоке совершение венчания (как народного свадебного обычая) при вступлении христиан в брак стало обычным явлением. На Западе в это время аналогом венчания был обряд velatio (заключающийся в возложении на голову особого плата). В дальнейшем развитие чина церковного благословения брака на Западе происходило иначе, чем на Востоке, и венчание не стало основным его обрядом.

Вероятно, сначала венчание вошло как обязательная часть в церковное чинопоследование только при бракосочетании византийских императоров и высокопоставленных чиновников. К IX веку чинопоследование благословения брака, включающее обряд венчания, в Византии уже было широко распространено и, вероятно, совершалось над всеми желающими. 89-й новеллой императора Льва Мудрого (IX–X в.) церковное благословение брака было объявлено обязательным для всех граждан империи. К XI веку чинопоследование венчания брака стало основной формой церковного благословения брака в Православной Церкви, что, в частности, вытекает из 24-й новеллы императора Алексея I Комнина (1084). Согласно 31-й новелле императора Алексея I Комнина (1092), норма обязательности венчания брака распространялась и на рабов. Император Андроник II Палеолог (1282–1328) и свт. Афанасий Константинопольский (1289–1293; 1303–1309) окончательно запретили заключение брака без ведома и благословения приходского священника. Важно отметить, что хотя чин церковного венчания стал признаваться обязательным для граждан империи только в Средневековье, а в раннехристианский период его не существовало, практика благословения христианских браков священнослужителями установилась уже в раннехристианские времена. Священник Михаил Желтов пишет: «До IV века особого чинопоследования брака в Церкви еще не было; достаточным для освящения брачной жизни христиан было постоянное участие их в Евхаристии. Христиане совершали брачную церемонию в соответствии с античными обычаями, но перед тем испрашивали у епископа его согласие».

В VIII веке в чин венчания брака входило: собственно венчание, Причащение Святых Таин и вкушение от общей чаши (что символизировало начало брачного пира). Совместное Причащение подчеркивает единство супругов во Христе. Известный литургист священник Михаил Желтов пишет: «Исключение к XVII в. Причащения из православного чина таинства Брака нарушило многовековую литургическую традицию Церкви, а связь между христианским браком и освящающим его на протяжении всей жизни супругов таинством Евхаристии для многих перестала быть очевидной. Скорее всего, главная причина исключения Причащения из чина венчания брака – это постепенное охлаждение после XV в. стремления христиан к частому Причащению и одновременно чрезмерное устрожение требований к причастникам-мирянам. <…> Тем не менее, в Церкви не утрачено осознание связи между христианским браком и Евхаристией, и в большинстве храмов желающих повенчаться приглашают причаститься за литургией в день свадьбы; в греческих и славянских балканских Церквах в настоящее время широко распространен восходящий к XVIII в. чин венчальной литургии, где чин венчания брака вообще включен в обычное последование Евхаристии».

Закон об обязательном венчании браков православных христиан перешел из Византии на Русь. Древнерусские памятники канонического права во всем своем многообразии свидетельствуют, что с началом христианизации Руси русские святители насаждали в сознании духовенства, знати и народа, что единственным законным супружеством может быть только брак, венчанный в Церкви.

Так уже свт. Иоанн II Киевский († 1089) в своих канонических ответах всех, кто «без благословенья счетаются», требует признавать «чужим быть нашей веры, отвержены соборной церкви». Кроме того, искореняя мнение, что венчание в Церкви только для бояр и князей, а не для простого народа, святитель дает следующее указание: «Иже кроме божественной церкви и кроме благословения творят свадьбу, таинопоимание наречется (т.е. по греко-римскому праву незаконный брак): иже такопоимаются, якоже блудником епитимию дать».

Свт. Иоанн Новгородский (в монашестве Илия) в своем поучении 1166 года велит священникам тех, кто из их паствы живет беззаконным браком, понуждать венчаться, но между тем и накладывать епитимию «занеже не по закону Божьему сочеталася».

В этом же духе наставляет свт. Максим, митрополит Киевский и всея Руси (1283–1305): «Пишу же и се вам, детям моим, и да все чада мои, порожденные в купели новосвященной. Да держите жены от святой соборной и апостольской церкви, занеже жена спасения ради человеческого бысть. Аще же их держите в блуд, без благословения церковного, то что ти в помощь есть? Но молись им и нуди их, аще и старые суть и младые, да венчаются в церкви».

Примечателен ответ на вопрос, как поступать со вступившим в третий брак, свт. Киприана, митрополита Киевского и всея Руси (1389–1406), который тот дает некоему игумену Афанасию. Святитель таковых настаивает венчать: «Сим заповедуем венчаться, а не блудом житие свое растлевать… Аще ли же венчаться не восхотят, таковых благословию не сподобить, ниже просфоры от них или свечи в церковь не приимать, дóндеже венчаются, или разлучатся».

О необходимости наказывать нежелающих венчаться в Церкви писал в своих посланиях свт.Фотий, митрополит Киевский и всея Руси (1408–1431). Так он велит налагать на живущих с женами «без благословения поповского» епитимию «как блуднику», «и приводить их к православию: со благословлением бы поимались с женами. А не со благословлением восхотят жить, ино их разлучать». Тех же, которые упорствуют в своем нежелании венчаться, святитель Фотий уподобляет «разрушителям и ругателям закона Божьего», подлежащих гражданскому и духовному наказанию, «яко душегублены суще». Священникам же велит таковых «от церкви удалять, и доры не давать, ни Богородичного хлеба, ни святого причастия, дóндеже с покаянием и со слезами законным браком совокупятся».

Свт. Иона, митрополит Киевский и всея Руси (1448–1461), также уподоблял жизнь христиан «с женами незаконно в невенчании», делом «Богу сопротивным и ненавистным», ведущим «к крестьянской погибели». Эти и другие примеры показывают, как строго относились русские святители к вопросу о необходимости церковного венчания. Примечательно, что в это время в народе по-прежнему играли часто свадьбы по-своему, независимо от церковного благословения (что порицалось церковными властями), как это происходит и сегодня.

В синодальный период (XVIII–начало XX века) все вопросы брачного права православных христиан решались Церковью, и заключить законный брак было невозможно без венчания. До XVIII века обручение, предваряющее венчание, совершалось отдельно. В 1775 году Святейший Синод издал указ о непременном совершении церковного обручения в одно время с венчанием. Этот указ устранил возможность возникновения коллизий, связанных с расторжением обручения. Исключение делалось с тех пор только для лиц императорской фамилии, венчанию которых по-прежнему предшествовало отдельное чинопоследование церковного обручения. Такая ситуация продолжалась до 1917 года, пока советская власть не присвоила себе право свободного заключения и расторжения браков всех граждан, независимо от Церкви. В ответ на это Поместный собор 1917–1918 гг. издал определение, где в частности говорилось: «Запись брачующихся в гражданских учреждениях не может заменить церковного браковенчания, как святого Таинства, освящающего и укрепляющего супружеский союз мужа и жены благодатною силою. Поэтому брачные сожития на основании одной только записи в гражданские книги, или так называемые гражданские браки, непременно должны быть освящаемы церковным венчанием. Церковное же венчание возможно лишь в том случае, если к совершению брака нет канонических препятствий».

В чем важность венчания?

Церковное благословение брака православных христиан является его началом, независимо от государственной регистрации. Предварительно священник выясняет возможные канонические препятствия к браку, делающие невозможным или проблематичным его заключение (что не делают светские чиновники в ЗАГСе). В обряде обручения священник надевает новобрачным кольца, спрашивает об их свободном намерении вступить в брак. В современной практике некоторых Поместных Церквей жених и невеста произносят специальные брачные обеты. В «Православном исповедании Кафолической и Апостольской Церкви Восточной» церковное свидетельство и благословение указывается в качестве необходимого условия вступления в истинный брак: «Согласия самого по себе, недостаточно для вступления в истинный Брак, если только они сами не засвидетельствуют друг другу перед священником свое обещание и не поручатся, что будут хранить друг другу верность, уважение, супружескую любовь до конца своей жизни, при любой опасности, и что они не будут оставлять друг друга. После чего их согласие и обещание утверждается и благословляется священником, и таким образом исполняется написанное: Брак [да будет] честен во всём, и ложе непорочно (Евр.13:4)» (Ч.1, вопрос 115). Кроме того, в молитвах чина венчания священник испрашивает у Бога благословение супругам на совместную жизнь, деторождение и просит сохранить их в любви и верности до конца жизни. Все это явно демонстрирует важность и приоритетность церковного благословения брака по отношению к светской церемонии, появившейся благодаря секуляризации общества.

Почему перед венчанием требуется официальная регистрация брака?

Такое требование существует в современной практике Русской Православной Церкви. Оно связано, прежде всего, с тем, что в современной России и ряде других стран, венчание брака не влечет за собой гражданско-правовых последствий. Кроме того, в виду невоцерковленности многих пар, желающих венчаться, официальная регистрация брака может быть важным шагом, свидетельствующим о серьезности их намерений. Церковным законодательством предусмотрены исключения из этого принципа. В документе «О канонических аспектах церковного брака» сказано: «Совершение венчания до государственной регистрации брака допускается исключительно по благословению епархиального архиерея и в особых случаях, например, по причине подтвержденного медицинскими документами тяжелого заболевания, могущего привести к скорой кончине, или ввиду предстоящего участия в военных, а также иных действиях, связанных с риском для жизни, и при условии, что государственная регистрация брака в желаемые сроки невозможна».

Почему Церковь не разрешает венчание в некоторые дни и периоды года?

По объяснению канониста епископа Никодима (Милаша), этот запрет связан с тем, что «венчание вообще всегда сопровождается веселием и пиром. Это празднество было бы совсем противно духу христианской Церкви, если бы происходило во дни, определенные Церковью для умерщвления плоти и размышления о грехах, как бывает во дни поста, а также и в те дни, когда христиане должны оставлять все земные дела и проводить время в духовном праздновании и веселии, как во дни некоторых больших церковных праздников. В виду этого, церковным законодательством точно определено, в какие дни не должны происходить такие пиршества и, следовательно, когда не должно совершать венчания. <…> Впрочем, если венчание совершено в запрещенный Церковью день, то брак остается в силе и не теряет своего законного значения, если ни в чем другом не идет в разрез с существующими законами о браке».

Так как у православных христиан брак начинается именно с венчания, то и свадебное торжество неразрывно связано с днём венчания.

Что такое венчальная литургия?

Это чин литургии, в который включено венчание брака. Это относительно недавнее изобретение, связанное с тем, что к XVII веку из чинопоследования обычного венчания было исключено Причащение. В связи с этим, некоторые греческие богословы и подвижники, в т. ч. прп. Никодим Святогорец и равноап. Косма Этолийский осознали необходимость восстановить непосредственную связь между Таинствами Брака и Евхаристии, для чего были предложены различные варианты включения чина Венчания в чин литургии. В XX веке в греческих Церквах получил широкое распространение чин архиерейской венчальной литургии. В Русской Церкви чин не имеет распространения и не опубликован в официальных богослужебных книгах.

  • Если кто-то считает, что «штамп в паспорте» не имеет значения, то ничто не мешает ему вступить в законный брак и взять на себя юридическую ответственность за жену и будущих детей. Если же он отказывается это делать, то значит для него это важное препятствие, а не мелочь.
  • 92% женщин, состоящих в блудном сожительстве, считают себя замужними, а 85 % мужчин, состоящих в нём же, считают себя холостыми!
  • Мужчина традиционно предлагал женщине руку и сердце. Сначала руку – полноту ответственности и только потом сердце – чувства.

Гарантирует ли венчание крепость брака?

В процессе венчания испрашивается благословение Божие на брак, но от супругов зависит, что они будут делать с ним: сохранят или попытаются расторгнуть.

Для венчания необходимо

Кроме того, для венчания потребуется:

  • пара икон – Спасителя и Божией Матери.
  • венчальные свечи – продаются в церковной лавке;
  • рушник (венчальное полотенце) – однотонное: белое (для постилания под ноги). Достаточно длинное, чтобы стоять на нем вдвоем;
  • обручальные кольца. По Церковному уставу кольца должны быть из разных металлов: кольцо жениха – золотое (но ему на палец надевается серебряное), кольцо невесты – серебряное (но ей на палец надевается золотое). Невеста получает кольцо жениха, а жених – невесты.

«Стоимость» венчания

Все церковные Таинства не могут иметь стоимости, а совершаются за пожертвование. Во многих храмах указан рекомендуемый его размер.

Жениху и невесте рекомендуется

  • исповедоваться накануне венчания (желательно по окончании вечернего богослужения);
  • прийти в храм в день венчания к началу Божественной Литургии и причаститься, во время службы, Святых Христовых Тайн;
  • быть с нательными крестиками (как всегда).

Требования к свидетелям

  • в дореволюционной России церковный брак обладал юридической силой, поэтому венчание обязательно совершалось при поручителях – в народе их называли дружками или шаферами, а в богослужебных книгах – восприемниками; поручители подтверждали своими подписями акт венчания в метрической книге; они, как правило, хорошо знали жениха и невесту, поручались за них;
  • в настоящее время наличие свидетелей является не обязательным, но желательным условием для совершения Таинства Брака, это традиция, а не канон: их присутствие определяется желанием жениха и невесты;
  • современная роль свидетелей – духовно поддерживать вступающих в брак молитвой и советами, основанными на опыте своего благочестивого христианского брака;
  • желательно найти свидетелей, которые воцерковлены;
  • свидетелями на венчании неуместно быть разведенным или людям, живущим в гражданском браке. Первые, не сохранив благодати, полученной ими в Таинстве венчания и являя собой дурной пример для брачующихся, не могут быть верными наставниками для создаваемой семьи. Вторые же, живя во блуде, вообще не могут приступать к церковным Таинствам, пока не прекратят богопротивных отношений.

Некоторые особенности одежды невесты

  • у невесты должен быть головной убор, покрывающий голову (фата или платок);
  • плечи должны быть покрыты (накидка, платок, фата);
  • платье – белого цвета. Если же венчаются люди, уже прожившие в браке какое-то время, или вступают в повторный брак, то белого наряда невесте уже не положено;
  • косметика – в минимальном количестве.
  • т.к. вам предстоит в день венчания быть еще и на Литургии, то в совокупности, по времени, это займет несколько часов. Чтобы вам было удобно, подумайте о комфортной обуви.

Возраст венчающихся

  • нижним возрастным пределом стоит считать наступление гражданского совершеннолетия, когда возможно заключение брака в ЗАГСе;
  • в церковном брачном праве установлен и высший предел для вступления в брак: согласно правилам 24-му и 88-му свт. Василия Великого, этот возраст составляет для вдов – 60 лет, для мужчин – 70 лет. Однако впоследствии Святейший Синод запретил вступать в брак особам старше 80-ти лет. Лицам в возрасте от 60 до 80 лет для вступления в брак должно испрашивать разрешение архиерея.

Церковь не благословляет (запрещает) союзы с …

  • иноверцами– представителями нехристианских религий (например, мусульманами). Нехристианин не может участвовать в православном таинстве, каким является венчание.
  • некрещеными;
  • атеистами, пусть даже и крещёными;
  • людьми, состоящими в кровном и духовном родстве;
  • людьми, чья официально подтвержденная душевная болезнь, лишает их возможности свободно и осознанно проявлять свою волю.
  • православные, при наличии разрешения, могут сочетаться браком с инославными(с католиками, протестантами, лютеранами, армяно-григорианами) при условии, что их дети будут крещены и воспитаны в Православии. В особых случаях может быть сделано исключение в отношении конфессионально-смешанных браков. Благословение на это может дать только правящий архиерей;
  • состоящими: в кровном родстве (вплоть до четвертой степени родства, например, с троюродным братом или сестрой); в духовном родстве (если желающие вступить в брак являются крестными у одного и того же человека или желают вступить в брак с крестником).

Вступление в брак с духовным лицом

  • если вашим избранником является человек, решивший стать священником, то заключение вашего брака возможно только до момента рукоположения вашего жениха, т.е. до принятия им священного сана;
  • вы не можете вступить в брак с монахом или монахиней в силу данных ими обетов Богу.

Поведение в Храме во время Венчания

  • Венчание – не просто обряд, это – молитва; отнеситесь с вниманием и благоговением к молитвам, которые произносятся священником: в течение всего чинопоследования Церковь почти ни о ком больше не молится, как только о женихе и невесте (и одна молитва «за воспитавших родителей);
  • все присутствующие при венчании, по мере сил (молитвами, своими словами и мыслями), должны молиться о тех двоих, кто вступает в брак;
  • по возможности воздержитесь от лишних разговоров.

Традиция родительского благословения

  • жених и его родители приходят в дом родителей невесты и просят у них руки дочери;
  • при согласии на брак, родители с обеих сторон благословляют молодых на семейный союз: жениха иконой Христа Спасителя, девушку – иконой Пресвятой Богородицы;
  • молодые осеняют себя крестным знаменем и целуют святые образа;
  • вручая им иконы, родители говорят о том, что время воспитания детей для них окончено и они с верой и надеждой вверяют детей своих всесильному заступничеству Господа и Матери Божией;
  • иконы, после Венчания, ставят в красном углу, в доме, где будут жить жених и невеста – это первые иконы их семейного иконостаса.
  • Если кого-нибудь из родителей нет в живых, то благословляет оставшийся в живых;
  • Если родители против брака и не хотят давать благословения, то следует обратиться к духовнику и спросить его совета, насколько обосновано мнение родителей, основано оно на эгоизме или жизненном опыте и рассудительности.

Краткое описание Обручения

  • Обряд обручения (предшествует обряду Венчания) – скрепляет взаимные обещания вступающих в Брак и знаменует собой то, что их Брак совершается перед лицом Божиим, в Его присутствии, по Его всеблагому Промыслу и усмотрению.
  • Обряд начинается каждением. Обручения священник трижды благословляет жениха, который каждый раз осеняет себя крестным знамением, затем невесту, произнося: «Во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа» и дает им зажженные свечи. Свечи знаменуют чистую и пламенную любовь, целомудрие жениха и невесты и благодать Божию.
  • Произносятся молитвы, славящие Господа; молитвы о брачующихся от лица всех присутствующих в Храме. Затем, по повелению священника, все присутствующие преклоняют свои головы перед Господом, в ожидании от него духовного благословения. Священник тайно читает молитву, после чего надевает кольцо жениху, троекратно осеняя его крестообразно, и невесте. После благословения венчающиеся обмениваются кольцами три раза в честь и славу Пресвятой Троицы, Которая все совершает и утверждает.
  • Произносится молитва Господу о том, чтобы Он Сам благословил и утвердил Обручение и послал Ангела Хранителя жениху и невесте в их новой жизни.

Краткое описание Венчания

  • Следуя за священником с кадильницей, жених и невеста с зажженными свечами входят на середину храма. Хор встречает их пением, прославляющим благословлённое Богом супружество.
  • Перед аналоем (на котором лежат крест, Евангелие и венцы) разостлан на полу белый плат. На него становятся венчающиеся. Священник задает вопросы жениху (потом невесте) – подтверждают ли они свободное и непринужденное желание вступить в брак и отсутствие в прошлом со стороны каждого из них обещания третьему лицу вступить с ним в брак.
  • Священник возглашает благословение, затем – произносится ектения .
  • Далее следуют три молитвы, в которых священник просит у Господа благословить этот брак и даровать детей.
  • По окончании молитв священник венцом знаменует жениха, дает ему поцеловать образ Спасителя, прикрепленный к передней части венца и произносит: «Венчается раб Божий….». На венце невесты прикреплен образ Пресвятой Богородицы.
  • Украшенные венцами брачующиеся предстоят лицу Бога, ожидая благословения Божия. Возглашение: «Господи, Боже наш, славою и честью венчай их!” произносится священником трижды с троекратным благословением жениха и невесты.
  • Затем читается Послание к Ефесянам (Еф.5:20-33), в котором брачный союз уподобляется союзу Христа и Церкви.
  • Читается Евангелие от Иоанна (Ин.2:1-11) о Божьем благословении супружеского союза и освящении его.
  • Произносится ектения.
  • После возглашения: «И сподоби нас, Владыко, со дерзновением неосужденно смети призывати Тебе…» все присутствующие на Таинстве поют «Отче Наш». В знак покорности и преданности Господу жених и невеста преклоняют головы под венцами.
  • Приносится чаша общения (с красным вином) и священник благословляет ее на взаимное общение мужа и жены. Они троекратно, по глоточкам, отпивают общего вина, после чего священник соединяет правую руку мужа с правой рукой жены, покрывает руки их епитрахилью и поверх нее кладет свою руку, знаменуя то, что муж получает жену от самой Церкви, соединяющей их во Христе навеки.
  • Знаменуя супружество, как вечное шествие рука об руку, три раза обводит священник новобрачных вокруг аналоя с пением тропарей: «Исаие, ликуй…», «Святии мученицы» и «Слава тебе, Христе Боже, апостолов похвале…». По окончании торжественного шествия, священник снимает венцы с супругов и обращается к ним с приветственными словами.
  • Далее следует молитва к Господу о воспринятии венцов новобрачных неоскверненными и непорочными в Царствии Божием. Вторая молитва (с преклонением голов новобрачных) – эти же прошения запечатлеваются именем Святой Троицы и иерейским благословением.
  • Целомудренный поцелуй венчающихся – свидетельство святой и чистой любви друг к другу.
  • Теперь новобрачных подводят к царским вратам, где жених целует икону Спасителя, а невеста – образ Божией Матери; затем они меняются местами и снова прикладываются к иконам. Здесь же священник дает им крест для целования и вручает им две иконы: жениху – образ Спасителя, невесте – образ Пресвятой Богородицы.

Псевдоцерковные суеверия, связанные с венчанием

  • младшим братьям/сестрам нельзя жениться /выходить замуж раньше, чем старшим;
  • нельзя венчаться, будучи беременной;
  • нельзя сочетаться браком и венчаться в високосный год;
  • упавшее кольцо или погасшая венчальная свеча – предвещают всевозможные неприятности, трудную жизнь в браке или раннюю смерть одного из супругов;
  • тот из брачующихся, кто первым вступит на расстеленное полотенце, будет всю жизнь главенствовать в семье;
  • чья свеча после венчания окажется короче, тот и раньше умрет;
  • нельзя венчаться в мае, “будешь потом всю жизнь маяться”.

Как можно развенчаться?

Разрушение благословленного Богом Брака – большой грех, поэтому такого понятия как «развенчание» не существует. Благословить грех невозможно, Сам Спаситель заповедал: что Бог сочетал, того человек да не разлучает (Мф.19:6). Апостол Павел: «Вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разлучатся с мужем, – если же разлучится, то должна оставаться безбрачною, или примириться с мужем своим, – и мужу не оставлять жены» (1Кор.7:10-11).

В Православии вообще нет разрушающих обрядов: раскрещивания, развенчивания, извержения из сана.